?

Log in

No account? Create an account
М. Кантор об общинах - Солидарное общество [entries|archive|friends|userinfo]
Солидарное общество

[ Сайт | Страничка "The obshinnost" в фэйсбук ]
[ О нас | Краткая информация о сообществе ]
[ Архив | Архив записей сообщества ]

М. Кантор об общинах [Dec. 18th, 2012|12:49 pm]
Солидарное общество

0bshinnost

[988]
Оригинал взят у 988 в post
Максим Кантор в большом и интересном интервью "Российской газете" пишет про общины:

Россия - очень большая страна, очень протяженная. Для нее чрезвычайно важно неукоснительное исполнение приказов. Я издаю приказ в Москве, надо, чтобы он во Владивостоке был исполнен. Для этого требуется работающая система подчиненных. Трудно голове управлять хвостом. Требуется классическая российская комбинация - централизованной власти и общины. Необходима община, то есть альтернативная государственной система общежития людей с взаимной ответственностью.

- Какая община? Что вы имеете в виду? Нет давно никаких общин, все это позапрошлый век, преданья старины глубокой...

Максим Кантор:
- Это очень важный вопрос, попробую объяснить. Мы напрасно связываем понятие "община" с неким крестьянским укладом. Крестьяне - это одна из форм общины. Община есть альтернатива государственной форме общежития, это система выживания народа. Государство создает иерархическую структуру общества, а община, не отменяя ее, параллельно создает свой способ взаимодействия людей, дающий возможность выдержать государственное сословное деление и выдержать гнет. Это коллектив, способный на взаимовыручку по своим, не государственным законам. Такого феномена другие культуры не знают.

Община мимикрирует, видоизменяется, община принимает те формы, которые в данный исторический момент востребованы развитием общества. Да, была крестьянская община. Потом ее убили, сознательно; и крестьяне перекочевали в город. Была община русской интеллигенции, которая болела за народ, жила по определенному моральному кодексу, являлась адвокатом народа перед государством. Потом ее тоже уничтожили - сначала советская власть, затем окончательно добил рынок.

Куда теперь переместилась община? Думаю, она переместилась в "малину". Именно воровская среда сейчас является современной формой мигрировавшей общины. Это было особенно заметно в 90-е годы, когда "понятия" жили параллельно законам. Община - это всегда альтернатива государству, это русский вариант теневого кабинета правительства, если угодно.

Теперь вопрос в том, сумеет ли общинное сознание вновь подняться до высот русской интеллигенции? Возможно ли это в принципе? Я имею в виду, сумеет ли общинный закон, закон коллективной ответственности, создать нечто лучшее, нежели воровской общак и жизнь по понятиям? И если принцип российского коллектива станет альтернативой государству - не отменяя и не подменяя его, но со-при-сут-ствуя, - это и будет гарантией жизнеспособности организма. Это и есть русский путь.

*  *  *

Кантор только сейчас написал, а мы уже давно об этом пишем. "Общинность", сиречь "солидарное общество", наиболее эффективный инструмент существования в глобальном мире, где обратная сторона мировой взаимозависимости - личная и национальная разобщенность.

linkReply